Страничка старшей вожатой

План Старшей вожатой 23-24 год.docx (скачать)
План Движения первых 23-24 год.docx (скачать)

17.02.2024

Роль старшего вожатого в современной школе.

 Вожатый  – это сказочная личность,

  И,  сказано,  он скромен, господа,

 В нём сказочно отсутствует двуличность,

 И выгод он не ищет никогда.

 Какая сложная работа,

 Счастливым сделать хоть кого-то,

 Цветок удачи принести,

 От одиночества спасти,

 А самому затем тихонечко уйти.


Я- вожатая в современной школе. Вожатый – профессия, которой не учат ни в одном учебном заведении, это некое призвание, состояние души. Более того, вожатый –самая главная фигура в процессе воздействия на ребенка. Вожатый по отношению к ребенку занимает особую позицию – дистанция между ними значительно короче, чем у педагогов. Вожатый – это не надзиратель, вожатый должен быть другом или подругой, сестрой или братом для тех, кому нужно прийти со своими детскими проблемами, с кем можно интересно провести время, научиться чему-то новому. Вожатый – это человек, который всегда рядом с детьми, но в то же время чуть впереди. Кому как не вожатому приходится реализовывать задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

 Из всех СМИ мы слышим постоянно «инновации», «модернизация», «конкурентоспособность» и прочее, и это на мой взгляд закономерно для 21 века. Меняется, совершенствуется весь мир, поэтому мы должны выпустить из стен нашей школы граждан инициативных, способных творчески мыслить и искать нестандартные решения, умеющих адаптироваться в современном обществе, достигать своих целей, уверенных в себе. Стать такими детям должны помочь мы,  взрослые. И на мой взгляд, наибольшую роль здесь играет наш авторитет, наш пример. Как говорится «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».  

  Особенности вожатского авторитета обусловлены тем, что десятки и сотни ребячьих глаз, как рентгеном, насквозь просвечивают и выявляют нравственное состояние личности вожатого. У настоящего вожатого нет другого морального выбора кроме чистоты, искренности, открытости и прямоты своих действий. В противном случае вожатый неизбежно утрачивает свое влияние на детей и право быть их воспитателем. Суть авторитета понимается в постоянном развитии вожатым в себе гражданской, творческой, человеческой личности, подлинной духовности и интеллигентности. Ребенок авансирует воспитателю свое уважение, доверие, расположение, исходя из естественного предположения о высоких качествах его личности.
          Успех же нашей деятельности, как и других видов труда, зависит не от второстепенных качеств личности, а от основных. У нас можно  выделить два главных компонента вожатского авторитета. 
     Личностный компонент вожатского авторитета: во-первых, это любовь к детям и к вожатской профессии. Решающее значение в каждой профессии имеет любовь человека к своему делу. Вожатый же не только должен любить свою профессию, но и любить детей. Любовь к детям является важным условием формирования вожатского авторитета. Уважение и доверие к ребенку – важнейшее слагаемое личностного компонента авторитета вожатого.
     Авторитетный вожатый не обманывает и не лжет даже по мелочам. Никогда не проявляет невежливость. Не ссорится при ребятах с коллегами. Не вовлекает детей в группировки, направленные против других ребят. Не подрывает авторитет товарищей – вожатых, не отзывается пренебрежительно об их работе.
     Вожатый должен знать, чем живут и интересуются его дети. Для всего этого не требуется много времени, для этого нужно только внимание к детям и к их жизни. В жизни ребенка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в помощи, в совете. И если он обратится за помощью к вожатому, то это говорит, что он ему доверяет, а значит, вожатый является для него авторитетным. Педагогический авторитет во многом зависит от общей культуры поведения вожатого (умение владеть речью, мимикой и жестами, опрятность в форме и т.п.).
          Немаловажное значение для вожатого имеет его умение держать себя в отряде. Не только спокойствие, выдержка, тактичность, но и известная дисциплинированность вожатого являются положительными его качествами. Неуместная мимика, чрезмерная жестикуляция не нравится детям. Это рассеивает их внимание, они хуже воспринимают и усваивают информацию.
     В воспитании у вожатого культуры наблюдения большое значение имеют знания общей и возрастной психологии, педагогики. Эти науки помогают разобраться в закономерностях процесса обучения и воспитания и создавать его организованно и целенаправленно. Знания в области указанных наук помогут вожатому правильно оценивать каждый поступок своих детей и научно-обоснованными методами изучать каждого ребенка и детский коллектив в целом. Вожатый должен знать индивидуальные особенности каждого ребенка, понимать психологию ребёнка, находить путь к сердцу своих детей.

Каждый вожатый должен сам на практике подобрать свой собственный ключик к сердцам своих детей и уже с их помощью решить для себя загадку авторитета. Естественно, нельзя не отметить, что все приходит с опытом. А самое главное, я считаю, это желание работать с детьми, постараться передать им самое лучшее что есть в нас. Я должна воспитать детей , которыми могла бы гордиться, а дети рядом со мной чувствовать себя свободно и уверенно.

     Алгоритм формирования коллектива.

     Я создаю коллектив.

     1. Я должен понравиться детям.

     2. Я должен их изучить.

     3. Я должен определить ведущий вид деятельности, в котором мы объединимся.

     4. Я должен увлечь ребят этой деятельностью.

      5. Я должен объединить вокруг этой деятельности ядро – моих ближайших помощников (актив).Хочу такой сайт

     6. Я должен поставить перед ребятами яркую далекую и не менее яркую близкую цель.Хочу такой сайт

     7. Я должен утвердить определенный стиль общения, стиль отношений между ребятами.

     8. Я должен частично передать управление деятельностью ребятам и создать органы самоуправления.

     9. Я должен предложить ребятам знаки отличия, элементы формы, ритуалы.

     10. Я должен найти и оборудовать место встречи коллектива.

     11. Я должен заложить определенные традиции.

     12. Я должен обеспечить всем надежное чувство защищенности.

     13. Я должен не допустить замыкания детей на себя, должен сделать коллектив открытым.

     14. Я должен найти друзей для моих ребят – интересный коллектив.

     15. Я должен не стоять на месте. 

      Позиция вожатого в детско-подростковых коллективах.

     В своей практике вожатый общается с постоянными, временными (например, Совет дела), разновозрастными, профильными, и т.д. детско-подростковыми коллективами. А так как в основе каждого коллектива – общий интерес, общие цели, общие дела, сплачивающие ребят постоянно или временно, то его можно назвать объединением.

     В каждой школе постоянно действует 5 видов объединений, диктующие вожатому свои особенности, связи с ними, работы с их членами и руководителями, отличающиеся взаимоотношениями детей и взрослых, входящих в эти объединения.

     Это следующие объединения:

     – классно-урочные – строго одновозрастные, по классам, обязательные для ребят, во главе их – учителя, определяющие место и систему внутри коллективных отношений по своим программам, допускающие помощь со стороны вожатых по мере необходимости;

     – факультативно-кружковые – возможно разновозрастные, создаются на основе свободного выбора учащихся, но в целом зависимы от взрослых руководителей, более свободны в своих связях с вожатым (особенно кружки), могут выполнять заказы вожатого, а отдельные кружки могут вести сами вожатые;

     общественно-организационные – возможны как одна из форм школьного ученического самоуправления, например, школьная республика, город творцов, ученический совет и т.д. – разновозрастные, с активным участием взрослых, в основном – педагогов школ, в том числе и вожатых, выступающих помощниками, наставниками актива этих объединений, несущих полную педагогическую ответственность за последствия деятельности этих объединений; вожатые часто выступают организаторами и ответственными от педколлектива за работу этих объединений;

свободно образующиеся – общественные, независимые от педколлектива образовательного учреждения, представленные в нем старшим вожатым – координатором, руководителем, организатором или помощником этих объединений.

Организаторская роль вожатого в школьных объединениях разная, в зависимости от характера этих объединений. Общее то, что вожатый любому объединению помогает при составлении планов работы, в подготовке и проведении отдельных дел, в обучении актива.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».